Наставничество — это «персональная огранка» талантов человека, помощь в максимальном раскрытии потенциала и профессионализма.
Наставник — человек с большим опытом — помогает менее опытному коллеге достичь сложных целей в работе. Например, в школе поможет молодому педагогу разобраться в новой методике преподавания или подготовиться к профессиональному конкурсу, а ребенку — влиться в коллектив или научиться решать уравнения.
Наставник помогает преодолеть причины, из-за которых возникли сложности. Например, если ребенок не умеет делать домашние задания, наставник не выполняет работу вместе с ним, а учит справляться с ней самостоятельно. Для этого он помогает ученику осваивать принципы планирования, самоорганизации, поиска источников информации, учит определять свои сильные и слабые стороны.
В работе наставник должен соблюдать следующие принципы:
*Добровольность
Деятельность наставника и наставляемого должна быть добровольной — работа по принуждению не будет эффективной.
*Целенаправленность
В начале работы наставляемый определяет конкретные задачи, которые он хотел бы решить, и проговаривает их с наставником. У каждой пары есть конкретная цель: научиться писать сочинения, победить в конкурсе, реализовать творческий проект.
*Оснащенность инструментами
Перед началом работы наставник проходит обучение, знакомится с основными инструментами, методиками наставничества.
*Рефлексивность
На протяжении всей работы пара оценивает эффективность своего взаимодействия. Существует правило двух встреч: после них пара общается с организатором и обсуждает, готовы ли ее партнеры работать дальше, в правильном ли направлении движутся.
Наставничество «учитель — учитель»
Чем полезно
В школе более опытный учитель может стать наставником новичка, чтобы помочь ему с профессиональными и жизненными задачами.
Профессиональные задачи
Например, смена деятельности, адаптация к новой школе или классу, смена методики преподавания.
Жизненные задачи
Например, отсутствие поддержки со стороны близких, финансовые трудности, личностные кризисы.
Как работает наставник
Основной инструмент — личные встречи и беседы с наставляемым. В разговоре люди готовы услышать друг друга, вникнуть в мысли и эмоции партнера.
Наставник и наставляемый не только беседуют: они могут составлять ментальные карты, таблицы, коллажи, которые помогают уточнить и конкретизировать проблему. Дневник или заметки помогают отслеживать личный прогресс. Также наставник и наставляемый могут посещать мастер-классы, фестивали, стажировки и конкурсы.
Наставник может использовать коучинговый, психологический и тьюторский инструментарий в том объеме, в котором ему позволяет квалификация. Однако он должен понимать, что наставничество не может решить все проблемы — иногда человеку нужна помощь специалиста, и наставник должен уметь отследить это.
Как организовать?
Чаще всего школа назначает координатора наставнического проекта — это либо внешний специалист, либо представитель администрации школы, психолог, учитель, член попечительского совета, заинтересованный родитель.
Координатор создает организационную группу, которая наблюдает за коллективом, проводит интервью и фокус-группы, чтобы определять круг проблем, с которыми сталкиваются сотрудники. Нужно быть готовым к тому, что запросы будут выходить за рамки профессиональных задач, и следует заранее определить, с чем именно школа помогает учителям.
Организационная группа определяет, каким учителям нужна помощь, и устраивает подбор пар «наставник — наставляемый». Наставники до этого проходят специальное обучение.
Как стать наставником?
Чтобы стать наставником, нужно осознать весь свой профессиональный и личный опыт, а также пройти специальное обучение.
Например, в рамках лидерского проекта Агентства стратегических инициатив «Региональные акселерационные школы наставничества» на базе любой организации можно создать дискуссионную площадку и собрать всех заинтересованных. В рамках вводного интенсива, который длится один-два дня, специалисты расскажут, что такое наставничество, проведут мастер-классы, а действующие наставники поделятся опытом.
Создатели программы выступают за самостоятельность участников. Их цель — создать поддерживающую среду без тотального контроля. К тому же это бесплатный проект, методику которого можно найти в открытом доступе и внедрять ее в своем регионе.
Главный совет для будущих наставников — изучать существующие программы, размышлять и применять новые знания на практике.
Наставничество «ученик — ученик»
Чем полезно?
Наставниками могут быть не только учителя, но и дети начиная с семи-восьми лет. Они могут помогать друг другу и вместе решать следующие задачи:
Образовательные
Наставник помогает преодолеть проблемы с учебой или, наоборот, одаренному ребенку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде.
Социальные
Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребенка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками.
Индивидуальные
Наставник помогает решить жизненные проблемы ребенка, реализовывать его амбиции, желания, цели. Например, если подопечный мечтает о велосипеде, наставник рассказывает ему об основах финансовой грамотности: как накопить нужную сумму и как грамотно обращаться с деньгами.
Как работает наставник?
Перед началом работы дети участвуют в обучающих коллективных встречах. Обычно на них присутствует сразу несколько пар, которые беседуют между собой. Такие встречи могут длиться на протяжении всего учебного года, но если дети в паре почувствуют, что готовы продолжать общение наедине, то им предоставляется такая возможность.
В индивидуальной работе наставник использует типовые инструменты: беседа, рефлексия и посещение мероприятий.
С наставниками-детьми всегда работает организатор-взрослый. Ребята знают, что могут рассчитывать на его помощь или совет.
Как организовать?
Перед запуском программы наставничества организаторы определяют возраст участников и круг задач, которые необходимо решить. Встречи могут проходить либо в контексте внеурочной деятельности, либо в рамках дополнительного образования.
Для этой формы наставничества нужно получить согласие родителей. Если один из участников программы не является учеником школы, требуется заключить четырехсторонний договор между наставником, наставляемым, родителем и школой. В этом документе прописываются обязанности сторон, время, место и периодичность встреч. Если же наставник — ученик школы, то эти же вопросы решаются с помощью внутренних локальных актов.
Наставников нужно обучать. Например, можно использовать материалы международной программы «Пять миллионов коучей и наставников школьного возраста». Эти упражнения помогают ребенку научиться задавать открытые вопросы, дают им возможность поставить себя на место другого.